Э-Мо-пед или Электрическая табуретка
Э-МО-пед
Или электрическая «табуретка».
В 1914 году Форд с Эдисоном пытались создать электромобиль. И сделали, судя по всему, пару экспериментальных образцов, которые могли на одной зарядке проехать до 160 км. Но мастерская сгорела, а Форд вернулся к ДВС.
Прошло сто лет.
Мысль об электрическом велосипеде, беспокоила меня уже давно. Но с какой стороны приступить к проекту? Можно, конечно, было купить, но за последние 5-6 лет они и не думали дешеветь. Более или менее приличный элвелик или элскутер стоил от 27 тыров, а то, что нравилось мне вообще тянуло тыров на 40. На фоне того, что достаточно приличную двс-ную «табуретку»(скутер) б/у можно приобрести тысяч за 17. Я все надеялся, что электрические велики начнут дешеветь. Но прошел один год, потом другой. А цены так особо и не сдвинулись вниз. Вопрос оставался открытым. Решаться вопрос начал с большого бодуна (как все обычно и решается). В последние дни НГ-праздников, позвонил друган:
— Юр, ты дома, я к тебе заеду…
Он, что-то еще говорил, но я пропустил мимо ушей. Ответив, стандартно:
— Заезжай, конечно, нет проблем.
Только, когда я положил трубку, до меня дошло, что он заедет с электрическим мопедом, который хотел довести до ума. Во второй половине дня Дмитрий нарисовался во всей красе, с кучей комплектующих и недоделанным девайсом типа «электрической табуретки».
Одни предметом интерьера у меня в комнате стало больше. История «табуретки» оказалась занимательной. Дмитрий полгода до этого загорелся идеей электромопеда. Но готовый покупать не стал – дорого. На Авито ему попалось объявление типа продаю «недоделанный эл-мопед и комплектующие». Он тут же отзвонил, и метнулся, но когда продавец повел его в гараж, Дмитрий увидел не очень привлекательную картину, рама кое-где была ржавая… Явно не первой свежести, но движок на раме был. Все это надо было доводить до ума, вкладывая еще деньги. Но продавец сразу согласился отдать ВСЕ всего за 4500. Лишь бы освободить гараж. Так Дмитрий и стал владельцем набора «сделай сам».
До приезда ко мне, Дмитрий успел найти в разных концах Москвы недостающие комплектующие и покрасить раму.
Оставалось прикрутить подножки, установить дисковый тормоз и подключить регулятор. В первой модификации глав. конструктор установил вместо переднего колеса лыжу (доска от скейта). За день успели (громко сказано, я только отвертку держал, и инструмент иногда подавал) прикрутить подножки, установить лыжу и дисковый тормоз. Выпилить защитный кожух для батарей.
Эпопея продолжилась в следующие выходные. Дмитрий припер 3 аккумулятора по 12А для бесперебойника. Акки очень удобно встали под ноги. Спереди и сзади из пенопласта вырезаны прокладки, чтобы они не «болтались».
Второй подход к созданию мопеда был сделан через выходные, оставалось просто подключить регулятор и поехать. Но как мы не бились, не заводился. Перепробовали комбинации из 2-х разных регуляторов и двух разных ручек газа. Никак и все.
— Может пиво было лишним ?- подумал я.
Проблема рассосалась только к середине марта, когда друган не поленился и съездил за новым регом, который только что приехал из Китая. Регулятор был помощнее и комплектовался ручкой газа. Продавец дал полную консультацию как правильно его подключить. И, о чудо, Дмитрий подключил рег за 10 минут, тот прекрасно заработал и со старой ручкой газа. Только жалко было старый регулятор, судя по всему, наши эксперименты с ним привели к тому, что мы его спалили:(
Первый тест-драйв показал, что чего-то не хватает мини снегоходу. То ли мощности движка, то ли сцепления со снегом. В такой комплектации он мог ехать только по дорожке из утоптанного снега, что не особо интересно. По сугробам заднее колесо проваливалось и буксовало.
Подключение нового регулятора.
Дисковый тормоз от детского квадроцикла смотрится солидно. Для его крепления было достаточно сделать одно отверстие в раме диаметром 6 мм и посадить тормоз на болт. Второе крепежное отверстие разместилось на задней оси.
Спереди и сзади из пенопласта вырезаны прокладки, чтобы они не «болтались». Очень пригодились обрезки ЕПП. Верхний кожух одевать не стали, мешал, временно примотанный скотчем регулятор спереди, да и так нагляднее из чего он состоит. В перспективе, его место было под двигателем, тогда верхний кожух вcтанет нормально. Диски 4-х дюймовые от детского квадрацикла, камеры и покрышки от карта 4,5 дюйма, посажены на прокладки от слива. Две подножки для мопеда сделаны из одной подножки от внедорожника Санта ФЕ.
Первый выезд. Погода шепчет, конец марта, метель, асфальт занесен снегом.
Попер мопед по снегу. И лыжа не пригодилась.
Скорость небольшая, но моща чувствуется. Я пару раз прокатился, по двору. Ощущения приятные, если мопед начинало заносить, ногу выставил, как дополнительную лыжу и нормально.
Второй выезд
в «поле» состоялся в середине апреля, когда снег немного подтаял и подсохли дорожки. Регулятор был убран под движок, установлен защитный кожух.
Резина заменена на летнюю, покрышка уже. Колеса подкачены.
Транспортируется чудо техники на заднем сидении.
Второй тестовый заезд состоялся на соседнем стадионе.
По асфальтовой дорожке мопед тащил замечательно.
Даже преодолевая небольшие препятствия.Попытка проехаться по грязи, которая осталась после снега, была скромнее. В грязи мопеду не хватало мощи.
Я сделал пару кружков по стадиону, разгоняться особо не стал, поскольку, катался по пешеходной дорожке. Хорошо было прокатиться по весенним лужам! Прохожие странно косились, дикие люди, ни разу «электричку» не видели, — думал я когда ехал. А когда приехал, то понял, что значительная часть весенней грязи осела у меня на спине. Единственное, чего не хватало мопеду – заднего крыла.
От главного конструктора:
Если брать за основу, что из старого осталось – рама, движок, да сидушка, руль не оставил из соображения эстетики, то конечная цена вопроса получилась не более 10 тыров., что вполне приемлемо для достижения наглядного результата. В перспективе планируется поставить планетарную втулку на заднее колесо, для регулировки скорости и проходимости. Осталось решить брать трешку или сразу восьми скоростную втулку?
Видео тест-драйва:
www.youtube.com/watch?v=4dvZ3JeOrbE
www.youtube.com/watch?v=xAocdnoaWpw
Характеристики мопеда:
Двигатель: коллекторный, 250-350 Вт
Регулятор: коллекторный 36 В, 500 Вт.
Аккумулятор: 36 В, 12 А*ч (три акка соединены последовательно)
Макс скорость при нагрузке 80 кг: 20 км/ч (прогноз)
Вес: 30 кг
Регулятор куплен здесь:
Дисковые тормоза и диски от детского квадроцикла:
Комментарии