Радиоуправляемая подводная лодка (2)
СМИрнов Юрий
Yellow submarine.
2-ая часть.
О чем пели Битлы…
И аварийный продзапас,
Нам боцман выложит на стол,
И вот сейчас, последний раз,
Он разольет нам всем по сто.
Меня с детства удивлял тот факт, что авиамодельныеи судомодельные кружки всегда стояли как-то порознь. Я никак не мог взят в голову, почему преподаватель в авиакружке не может вести параллельно еще и судомодельный кружок… Ведь г-н Можайский был морским офицером, а делал самолет.
К вечеру до меня начал доходить глубинный смысл различия авиа и судо. Мое сознание начало раздваиваться.Какой акк ставить в ПЛ было совершенно безразлично есть свинцовый можно ставить, есть никель магниевый можно ставить, ну а тем более «ЛиПу» (литий полимерный аккумулятор)… Какие сервы тоже безразлично – хоть с усилием в 20 кгс и весом 120 граммов. Массу лодки не надо считать с точностью до грамма, все регулируется потом изменением массы балласта. Да и двигатель на судно водоизмещением 8 кг, можно и 100 ваттный поставить и 200 ваттный, поплывет все равно.
До покупки я слегка волновался, влезет ли видео оборудование в лодку (ориентировочный вес 300 гр), после детального осмотра всех комплектующих я сделал вывод, что в данную модель при желании можно запихнуть минимум 2 кг оборудования, если заменить свинцовый акк на литий полимерный.
Собирать решился к вечеру, благо инструкция была подробнее чем к Лего и на каждый шаг сборки была картинка.
Сборка переднего и заднего шпангоутов прошла достаточно гладко. Cборку внутренней части пришлось отложить на следующие выходные, поскольку в голове объемная модель лодки еще не начала прорисовываться.
Логика сборки внутренней части была проста. Электроника крепилась на переборки, которые потом по порядку насаживались на четыревинтовые стержня М4 (резьба М4). Расстояние между переборками регулировалось втулками. Потом все это хозяйство стягивалось с дух сторон гайками. Вроде все просто. Мне понадобилась неделя, чтобы представить эту схему.
На практике оказалось, что все не так. Первые трудности возникли при сборке помпы. По инструкции надо было запихнуть три цилиндра в круглую крышку насоса, в которой проложена силиконовая трубка. Цилиндры приводились в движение двигателем и должны были гонять по трубке воду туда-сюда. Влезать в крышку вместе с трубкой они категорически отказывались и когда я все-таки их запихнул, крышка отказалась влезать до конца (до защелки) в ответную часть, прикрепленную на движке. Более часа у меня ушло на борьбу с крышкой. Как я ее установил, объяснить не возможно. Второй раз повторитьэтот подвиг, я вряд ли смогу. На вид помпа получилась, как на картинке в описании, что меня успокоило.
Со сборкой остальных переборок, проблем не возникло. Напрягало только безумное количество винтиков, шайбочек и прочей мелочи. Вся мелочевка была разложена по маленьким пластиковым пакетикам, пакетики были подписаны, но найти нужный … Их на каждом этапе сборки приходилось вскрывать, откладывать нужное число деталей, заклеивать скотчем, чтобы оставшиеся деталюшки не просыпались, затем пакетики приходилось обратно в упаковку, чтобы пакетик не потерялся. На каждом этапе сборки я повторял эту операцию.
Достаточно было потерять один оригинальный болтик из тысячи комплектующих, чтобы полностью приостановить сборку на стапеле. На поиск замены могла уйти неделя, а то и больше.
Собранные переборки внутренней части были быстро насажены на винтовые стержни.
Когда была затянута последняя гайка, я закурил и стал любоваться произведением технического искусства.Что-то меня все же беспокоило. «Деталеквроде хватило»- подумал я. Теперь надо было присоединить балластную цистерну, которая представляла из себя прорезиненный пакет желтого цвета, из которого торчала силиконовая трубка, очень похожая на трубку от капельницы. Трубка не дотягивалась до помпы. Оказалось, что помпу я закрепил на переборке зеркально. Уловить сразу этот нюанс сравнивая собранный узел с картинкой было невозможно. Весь внутренний узел пришлось разбирать, перевинчивать зеркально помпу на переборке и собирать снова. Данное занятие утомило меня. А лучший отдых это смена занятия, пошел колоть дрова и параллельно думать о схеме соединения электроники в лодке. Проект медленно сползал в разряд долгостроя… Подключение было отложено еще на неделю. Дальнейшая сборка субмарины наложиласьна установку спутниковой антенны на даче, комплект «Триколора», купленный на Митинке, я приволок на дачу в пятницу. Как вы думаете:
-Можно ли установить спутниковую антенну самому?
-Можно, сосед-то сам установил!
Описывать в подробностях процесс установки тарелки, я не буду, поскольку статья о подводной лодке, а не спутниковом телевидении… К третьему дню антенна конечно заработала, жена установила, но обстановка на даче во время монтажа тарелки была крайне нервной, плотно сесть за сборку лодки получилось только в воскресенье квечеру. Социальная напряженность создавалась из-за того, что настройкой антенныво основном занималась жена, а теща никак не могла взять в толк почемуэтим занимаюсь не я…Нервная обстановка созданная «Триколором» подстегнула мозговую активность и я за какие-нибудь полтора часа подключил всю электронику, правда пришлось разбирать и собирать по второму разу передний шпангоут. Собирая его в первый раз, я забыл прикрутить провода к гнездам зарядки акка.
Схема управления подводной лодкой очень похожа на схему управления самиком, канал руля высоты соответствует каналу руля глубины у лодки (динамическое погружение), канал руля направления соответствует каналу руля направления у лодки (вправо-влево). Блок управления помпой, которая качает (откачивает) воду в балластную цистерну вешается наканал управления элеронами. Отклонил левый рычажок на пульте радиоуправления влево – всплываем, вправо – погружаемся. Проблема возникает при подключении двигателя, в отличие от винта самолета, который долженкрутится исключительно в одном направлении, винт подводной лодки, чтобы она имела задний ход, должен крутится и в обратном направлении. Это очевидно.
Для теста электроники подключаются рулевые сервы, ходовой двигатель, блок выключателей…
Чик-трак, бортовоеоборудование включено серва руля заработала, помпа заработала, двигатель слегка дергался, но работать не хотел… Через несколько бесплодных попыток включения/выключения и переподключенияв разных комбинациях серв и регулятора хода к приемнику, сгорел предохранитель, а регулятор хода немного нагрелся
Бардак на столе технического консультанта Никиты, ничем не отличается от моего творческого беспорядка…
Родной предохранитель на 10 А, пришлось заменить на 7,5 амперный автомобильный.
Внутренний блок с электроникой помещен в прозрачный, герметичный стакан.
С обоих сторон «стакан» затыкается шпангоутами с резиновыми прокладками, шпангоуты стягиваются четырьмя винтами.
Регулятор скорости и рулевые сервы подключаются к приемнику через плату конвертер, которая позволяет использовать пульт р/у для самолета для управления лодкой.
На задний шпангоут накладывается «крышка» из орг стекла на которой крепится ходовой двигатель, под нее подкладывается кольцевая резиновая прокладка и шестью винтами крышка стягивается с шпангоутом.
Продолжение следует
Комментарии